Заслуженный художник Российской
Федерации
Родился 31.10.1949 г. в Новосибирске.
Живет и работает в Москве.
График и живописец. Учился: в 1970-1974
гг. в Ярославском художественном училище, в 1975-1981 гг. в Художественном
институте имени В.И. Сурикова, в Творческой мастерской Академии художеств СССР
у О.Г. Верейского (1981-1984).
Премия Триеннале рисунка молодых
художников Европы (Нюрнберг, 1982).
Работал: художник-оформитель в
Художественно-производственных мастерских Элисты (1974-1975). Затем в Студии
художников при МВД России (1987-2000).
Среди основных произведений: графические
– серии «Вдова чабана» (1981) «Будни милиции» (1989-1996); живописные – серия
«Времена года» (1991), по мотивам «Мастера и Маргариты» М. Булгакова (1999),
«Скифские предания» (2000), «Мифы планеты» (2004).
Член-корреспондент Российской академии
художеств (2001). Действительный член PAX (2007). Член Союза художников СССР (1984).
Не стесняйтесь, я вам
еще нарисую!
"Кузбасс",
суббота, 14 февраля 2009, 1:31
Кемеровская средняя школа № 47 скоро будет носить имя
известного московского художника Дмитрия Санджиева. По
крайней мере, именно такое решение принято на днях на всеобщем собрании школы,
приуроченном к вечеру встречи выпускников. Дмитрий Санджиев, действительный
член Российской академии художеств, участник 110 международных выставок,
лауреат престижных наград (его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском
музее, Музее народов Востока, Метрополитен-музее в США) на этом собрании тоже
присутствовал. Все-таки эта школа на Предзаводском - его родная.
- Дмитрий, как вы восприняли известие о том, что вашим
именем хотят назвать школу?
- Удивился очень! Первая реакция была: ребята, вы что? Я ведь пока еще живой.
Потом засомневался: может, среди наших выпускников более достойные люди есть? Я
ведь кончал в 47-й восемь классов, а среднюю школу - в вечерней, №11. Правда,
потом их объединили, так что обе мои школы сейчас находятся под одной крышей.
Ну, а потом, когда поговорил с директором, с учителями, осознал, какая это
ответственность.
- Да, имя обязывает. Вы в каком году школу-то окончили?
- В 1967-м. А сейчас время такое: школы во многом нуждаются. С художника же,
кроме холстов, взять нечего. Ну, я
подарил, конечно, четыре живописных полотна и графических листов еще несколько десятков. И сразу сказал: если
вам надо будет на какие-то школьные нужды, вы можете мои работы выставить на
продажу. Например, в Москве я одно такое полотно продаю за 10 тысяч евро. В
Кузбассе, понимаю, арт-рынок не настолько развит, но ведь богатые люди и здесь
есть. Так что, говорю, если понадобится на компьютеры или еще там куда, не
стесняйтесь, продавайте. Я вам еще нарисую.
- Вы родились в Новосибирске, потом переехали в Кемерово, жили в рабочем
предместье… И вдруг такая блистательная карьера: выставки во всех странах,
мировая известность, с министрами на дружеской ноге. Откуда? Как? Скажите,
чтобы стать знаменитым художником, обязательно в столицу уезжать?
- Чтобы стать хорошим художником, надо окончить
хороший художественный институт. Таких в стране - раз-два… Причем, чтобы поступить
туда, надо сначала окончить художественное училище. Причем тоже хорошее. Но
когда ты живешь на Предзаводском, даже художественную школу поблизости найти
сложно. У меня было позднее зажигание. Я после армии устроился работать на
химзавод. И вот там вместе с девчонками - Зоей, Валей, Августой Тарнавской - мы
решили учиться живописи. Пришли в Дом пионеров, в изостудию. И директор (вот
святой был человек Иван Федорович!) записал нас сразу во второй класс. Потом
разрешил посещать занятия в четвертом… В общем, после трех месяцев обучения мне
дали документ об окончании школы искусств общего образца. И я поехал поступать
в Ярославское художественное училище. Почему? А
дружок сманил, Игорь Кокорев: у него там любовь жила, в Ярославле.
- Знаю, что поступили с первого захода, знаю, что окончили училище с «красным
дипломом». Наверное, гены сказались? Ведь ваш отец - тоже художник?
- Да, он - первый скульптор Калмыкии, народный художник РФ, лауреат Гос-премии…
Они рано расстались с мамой, мне было шесть лет. Мама, Москвина Анна
Степановна, – чистокровная сибирячка, уехала после развода в Кемерово. Я,
кстати, после училища мог сразу поступить в Суриковский институт: как отличник,
имел преимущества. Но поскольку был уже женат, ждали дочку, решил годик
поработать. Уехал к отцу в Калмыкию, там трудился в художественном фонде. А на
следующий год жена говорит: «Ну, поезжай в Москву, попробуй, чтобы успокоиться,
- все равно ведь не поступишь». А я поехал - и с первого захода поступил!
- Здорово!
- У, на первом курсе так обидно было: на меня косились, а-а, мол, нацкадры,
байские детки. А я ведь на общих основаниях все сдавал. Потом, конечно, жизнь
все по своим местам расставила. И диплом я получил с похвалой госкомиссии. И
работу сразу на всероссийскую выставку взяли и рекомендовали
в творческие мастерские Союза ССР - единственного из трех наших…
- По-вашему, получается все просто: будь талантлив и трудись. А вы расскажите о
секретах, об особой технологии успеха. Есть она?
- Есть. «С талантом можно и на печи просидеть», - еще Репин говорил.
Понимаете, многие художники (в провинции особенно) рассуждают так: сделал
хорошую выставку - и все, дальше «вот приедет барин, барин все раскупит». Это
неправильно, так не бывает.
- То есть надо быть и продюсером, менеджером своих работ?
- Обязательно! На меня, например, работает целый штат менеджеров. Перед каждой
выставкой они обзванивают 100 банков Москвы. Или 36 иностранных посольств.
Спрашивают: интересно вам это? Им отвечают: ну, пришлите «хваленку»
(пресс-релиз). Мои высылают. Те: да, любопытно, может, будем, на всякий случай
пришлите приглашение. Здесь у меня свои тонкости. Приглашение - это
произведение искусства. Я его делаю так, чтобы человеку невозможно было его с
другой почтой в бумаги засунуть. Например, свиток с палочкой по верхнему краю,
на свитке - печать особого красного сургуча, на обратной стороне -
воспроизведены мои работы. Причем если vip - приглашений, скажем, 200 штук, то
работы не повторяются: на каждом - свои. Это отдельное произведение искусства!
- Я знаю, что одна из ваших работ - «Расколотое время» - была подарена
конгрессу США и с благодарностью принята тогдашним спикером Дж. Хастертом.
Расскажите, как это получилось?
- Работа посвящена событиям 11 сентября. На меня, правда, такое впечатление
произвела эта трагедия… Я написал тетраптих. Это серия в виде креста. В центре
изображены башни-близнецы и две чайки, одна (громадная!) крылом задевает башню.
Левая часть - крыло ангела и перья гусиные, которыми раньше писали. Она
посвящена журналистке, которая с борта самолета пыталась предупредить об
опасности. Справа - пыльная луна. Известно, что Луна - символ мусульманской
веры, террористы сильно «запылили» свою религию этими актами. А внизу -
расстрелянный Будда…
Как работа попала в США? Очень просто. В годовщину теракта 11 сентября мне
позвонил Анатолий Куликов, генерал армии, бывший министр внутренних дел,
вице-премьером еще был когда-то. Ну вот. Мы дружим. Он звонит и говорит:
«Димка, еду главой делегации в Штаты, ничего нет на подарок конгрессменам?» -
«О, тебя сам бог мне послал. А я уже хотел через посольство…» – «Не надо
посольств, давай скорей сюда». И вот: вручил картину конгрессу США. Потом
рассказывал: «У нас беседа была на 15 минут запланирована, а благодаря твоей
работе мы полтора часа проговорили, все вопросы порешали».
- Так что, можно считать, вы внесли свой вклад в урегулирование международных
отношений!
- Да-да!
- Дмитрий, а кем вы себя ощущаете? Буддистом? Православным? Русским? Калмыком?
- Во мне все отзывается. Утром иду в мастерскую - читаю «Отче наш», а следом -
мантру. Комаров - тараканов, например, убивать не могу. Честно! Однажды в
мастерской одолели муравьи. Знаете, эти, бытовые? Такие настырные! Расплодились
- ужас. Я сел над ними и говорю: «Ребята, ну зачем я вам сдался? Уходите-ка
вы отсюда, а?» Полчаса уговаривал. И что вы думаете? Ушли и больше не являются!
Картины Дмитрия Санджиева: http://marketart.narod.ru/photoalbum1.html
Д. Санджиев в школе 47 в феврале 2009 года.